воскресенье, 21 мая 2017 г.

Национальный архив Франции. Пьерефит-сюр-Сен. Продолжение

Archives nationales. Pierrefitte-sur-Seine. 2


   Мое знакомство с этим архивом получило интереснейшее продолжение. Каждый понедельник,  в 14 часов, просто подойдя к стойке информации, безо всякой предварительной записи, можно совершить бесплатную экскурсию по архиву с гидом. В этот раз желающих не было, так что экскурсия получилась для меня не только бесплатной, но и персональной. 
        Из неё я узнала что здание в Пьеррефите было введено в эксплуатацию только в 2013 году. Решение о его постройке было принято в 2000. Победил проект итальянского архитектора литовского происхождения Массимилиано Фуксаса. Без выходцев с востока и здесь не обошлось.



         В архиве расположены целых 3 объекта современного искусства. Оказывается, во Франции существует закон о том, что при постройке общественные зданий 10% сметы должно идти на строительство объектов искусства. Итак, шедеврами современного искусства в архиве являются: 
    1) потолок в холле необычного цвета (?). 
   2) металлическая конструкция, напоминающая змею. Она, действительно притягивает взгляд и расположена таким образом, что кажется она пронизывает коридор, ведущий к читальному залу. 
   3) странная инсталляция напротив входа. Под стеклом на земле барельефы людей, кто такие непонятно, но должны символизировать персонализацию истории. То есть глядя на них, нужно думать о том, что за любыми документами в архиве стоят судьбы людей. Имея 13-летний опыт генеалогических изысканий, это я знаю и так. 

   Потом гид повёл меня в служебную часть здания. Увидели ворота, в которые приходят грузовики с новыми поступлениями, место для карантина и обработки новых документов. После этого мы пошли в святая святых - хранилище, которое по французски называется непривычно - magasin :) 


     Полки-шкафы мобильные, легким усилием вращаете рукоять и они двигаются по вмонтированным в пол рельсам.

    Я увидела собственными глазами черновик речи президента Шарль де Голля с его подписью и революционный декрет датируемый какого-то там термидора о том, что госслужащие при проведении госзакупок должны иметь подтверждающие цену документы :) Но впечатлило меня не это.




     Узнав сферу моих интересов, гид показал мне так называемый "московский архив". Это документы министерства безопасности Франции, реквизированные немцами в Париже в 1940, а потом СССР в Берлине в 1945. После чего его полностью перешерстили и переописали в РГВА. То есть документы по персонам, находящимся под наблюдением полиции в 1920-40 во Франции, хранятся в советских коробках с описью на русском языке. О порядке работы и ценности этого фонда я напишу позднее после ознакомления с самими делами.




















   Хорошая новость - оцифрованный алфавит центральной картотеки службы безопасности, доступен на сайте архива. Плохая - отдали явно не все. Если будете искать кого-то - имейте в виду, что русские архивисты сделали список алфавитным только на первые три буквы. То есть читать нужно больше чем обычно и имейте в виду что фамилии и имена могут очень сильно отличаться от оригинала. Если вы найдёте кого нужно, можете обратиться ко мне для заказа дела и просмотра досье. 

    Ещё одним открытием для меня стали хранящиеся досье по натурализации. В оригинале досье содержит свидетельство о рождении, браке и другие документы. В зале для микрофильмов находится алфавитный список с указанием фамилии, имени, даты и места рождения, а также даты декрета и номера досье.




     Но большая проблема в том, что все досье после 1930 хранятся в другой части национального архива в Фонтенбло, а с ним произошла неприятность. В здание, неприспособленное под хранилище, свезли огромное количество документов, отчего то ли пол провалился то ли ещё что-то приключилось, и теперь филиал в Фонтенбло закрыт насовсем и все документы постепенно переезжают в Пьеррефитт. Процесс этот нелегкий и небыстрый. На мой запрос о досье по натурализации 1948 года пришёл ответ что выполнить запрос невозможно в ближайшем будущем. Так как  белоэмигранты в большинстве случаев не запрашивали натурализацию до 1930-го года, это направление мне пока представляется бесперспективным.




Комментариев нет:

Отправить комментарий