вторник, 23 февраля 2016 г.

Авторское право (репрессированные)

Мое личное оценочное мнение

В РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (ГК РФ Статья 1281). Такой же срок установлен во многих странах Европы, в том числе во Франции и Германии. То есть, в 2016 году перешли в общественное достояние произведения авторов, умерших до 1945 года включительно.
Странная особенность - если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. То есть - внимание - человек был репрессирован и погиб. Если реабилитации не было, то мы можем сейчас или в скором времени свободно знакомиться с его творчеством. А если он был реабилитирован - то все, только через 70 лет после реабилитации. Яркий пример - Даниил Хармс (Ювачев).
Если учесть, что многие были реабилитированы только в 90-х, то автор практически обречен на забвение. Кому это будет интересно в 2060-х?


Я, конечно, понимаю, что это было сделано в интересах родственников, но считаю это неправильным. Родственники не имеют отношения к произведениям, созданных их погибшими ЗА ЭТИ произведения предкам. Мне нравится фраза из фильма о Вавилове - не ручаюсь за точность, но что-то вроде - “Знания о генетике не передаются половым путем”… 
Считаю поправку об продлении срока действия авторского права для реабилитированных еще одной формой интеллектуальных репрессий, то есть пропаганды. Ведь людям, живущим в 1930-х, было что сказать нам, живущим в 2010-х…

Для меня это еще один аргумент в пользу поддержки Пиратской Партии, которая агитирует за сокращение сроков авторского права в наш информационный век.